bang-bang система антилаг

Система антилаг представляет собой не что иное, как специально разработанную технику управления двигателем. Данный метод помогает сократить время пребывания двигателя в турбояме. Под последней подразумевают промежуток, на протяжении которого турбина не способна обеспечить давление, необходимое для работы в турборежиме.

Американцы частенько называют эту систему bang-bang, что в переводе означает "бум-бум". Причиной тому послужили издаваемые в ходе движения звуки.

Провал в наборе оборотов характерен для любой турбины. На длительность турболага влияет несколько факторов. В качестве наиболее значимых определены: инерция, эффективность обратного давления выпуска и воздушного потока и т.п. Частичное решение проблемы заключается в установке клапана, способного сбрасывать воздух. Благодаря этому обеспечивается отведение нагнетаемого турбиной воздуха при закрытом впускном коллекторе. Данный шаг исключает остановку турбины и предотвращает возможность ее повреждения из-за оказываемого воздухом давления.

В комплектации гоночных авто  в основном установленны турбины большого размера. Подобным образом разработчики стремятся получить хорошую отдачу от двигателя за счет обеспечения достаточного давления наддува. Несмотря на столь явные преимущества, крупным турбинам присущ и весьма существенный недостаток: большая инерция приводит к увеличению турбоямы. В таких условиях выпускному клапану (BLOW-OFF) не удается предотвратить падение скорости вращения турбины в момент отпускания газа. Также следует учитывать, что в раллийных машинах устанавливают разнообразные ограничители, наличие которых предусмотрено правилами Международной Автомобильной Ассоциации. Один из указанных элементов как раз и увеличивает турбо яму. Именно по этой причине в гоночных авто применяют системы антилаг, ведь для раллийных машин хорошая отдача двигателя и крутящий момент входят в число критических факторов.

В период пребывания в турбо яме двигатель реагирует на нажатие педали газа не столь четко, как того хотелось бы. Для осознания степени воздействия данной особенности достаточно представить стиль езды при отсутствии турбины. Некоторые водители предпочитают применять технику торможения левой ногой при одновременном удержании правой ноги на педали газа в зафиксированном положении. Подобная тактика удерживает турбину в раскрученном состоянии, однако вредит тормозам.

Несмотря на кажущуюся простоту, реализация системы антилаг отняла много времени. Учет множества показателей стал возможен лишь после появления автоматизированных систем управления двигателем. Почетное звание первопроходца в данной сфере досталось  команде "Toyota", применившей систему.

Особенности работы системы антилаг

Снятие ноги с педали газа приводит к изменению угла зажигания на 40 и более градусов. Задержка обогащает поступающую смесь. Входную заслонку оставляют приоткрытой либо используют воздушный инжектор. Задержка зажигания приводит к тому, что до выхлопа поступает не полностью сгоревшая смесь. За счет задержки выпускной клапан открывается лишь после выдачи искры свечой зажигания. Высокая температура выпуска является причиной взрыва недогоревшего топлива, соприкоснувшегося с горячей поверхностью выпускных труб. Мини-взрывы поддерживают вращение расположенной рядом турбины. В противном случае скорость вращательного движения замедлилась бы, поскольку нога уже убрана с педали газа.

Недостатки системы антилаг

При работе с системой антилаг не следует забывать о том, что она способствует ухудшению торможения двигателем. Трубам и выпускному коллектору приходится сталкиваться с огромной нагрузкой. Монтирование системы антилаг на обычное транспортное средство чревато разрушением выпуска на протяжении 50-100 км езды.

Существенное давление наддува выдается турбиной даже в том случае, когда двигатель работает на холостых оборотах. Иногда можно наблюдать за взрывами в выпуске, реализующимися в виде огненных языков, вырывающихся из выхлопной трубы. К числу недостатков может быть отнесено и резкое увеличение температуры самой турбины. Разница между начальным и итоговым показателями достигает 300 градусов.

На эффективности системы антилаг сказывается объем поступающего в двигатель воздуха. Чем выше этот параметр, тем лучше работает система. В зависимости от степени агрессивности системы антилаг могут быть разделены на несколько групп.

"Нежные" системы ориентированы на поддержание давления внутри впускного коллектора в пределах 0-0,3 бара (активное состояние). Для закрытого положения дроссельной заслонки этот показатель измеряется уже 2 барами. Что касается гоночных версий системы, они способны поддерживать давление во впускном коллекторе до 1,5 бар.

В представленных Mitsubishi и Toyota гоночных моделях указанные системы менее шумные, нежели в болидах, выпущенных под марками Subaru и Ford. В преобладающей части гоночных систем предусмотрена возможность выбора режима работы, исходя из типа трассы.

Запрещено использование систем антилаг на территории целого ряда европейских государств. Новые правила относительно ограничения уровня шума вводят и в рамках чемпионата WRC. Данный шаг принуждает команды отказываться от использования систем антилаг.

С 2002 года укрепляет свои позиции новая тенденция в системах антилаг. Рециркуляция выпуска прельщает автолюбителей меньшей степенью износа важных узлов машины.
В последних версиях Subaru задействована система изменения фаз газораспределения, способствующая уменьшению турбо ямы.